Проблемы коммуникации ребенка.
Как может помочь родитель?
Сразу скажу, что трудности общения - момент преодолимый. Если за ним не стоит диагноза, тем более. Контакт с родителем, принятие особенностей, занятия с психологом дают большой шаг вперед.
Какие самые распространенные трудности есть у детей?
Стеснительность
Самая распространенная черта. Обычно в головах взрослых стеснительный ребенок - это тот, у кого нет друзей, которому сложно проявлять себя (здороваться, быть инициативным и активным).
Родители часто переживают, что ребенок ничего не добьется в жизни. Но обычно таким детям хорошо с 1-2 друзьями. Он может не всегда поднять руку на уроках, но при этом неплохо учится. Родителям здесь важно поддерживать ребенка, давать ему опору. Помогать ребенку раскрыться, а не бороться с ним фразами: "Ну что ты стесняешься, перестань?"

Излишняя активность
Часто родители такого ребенка считают, что проблем в общении у него нет. Однако это не так. Истории, когда трудно подстраиваться под чужие правила, держать свои границы и уважать чужие, тоже про коммуникацию.
Здесь очень важно рассказать об общих правилах, пытаться придерживаться единой линии воспитания в семье, когда есть не только правила ребенка, но и правила семьи. Играть в любые игры, сюжетные и настольные. Важно при этом соблюдать честные правила, и давать ребенку привыкнуть к тому, что не все может быть так, как он хочет.

Навязчивый ребенок
До 3 лет дети часто исследуют границы другого: что можно, а что нельзя, и могут быть навязчивы. Обнимать кого-то, подходить слишком близко к людям.
Если же подобное проявляется в более старшем возрасте, одной из причин может быть то, что ребенку трудно чувствовать свои границы и границы другого. Это всегда связанный момент. За счет другого становится понятнее свой мир: то есть от того, как отреагирует другой, становится понятно, принимают мое поведение или нет. Поэтому здесь важно всегда говорить о том, что приятно, а что нет, как можно, а как нельзя.

Неуверенность в себе
Может проявляться в робости и скованности, а может наоборот в излишней активности. Такие дети очень болезненно воспринимают критику, и могут агрессивно реагировать на нее. Здесь всегда важно поддерживать, помогать. Указывать ребенку на то, что у него уже получается. Отличным вариантом будут таблицы успеха и подобные вещи. Важно при этом, чтобы вся семья поддерживалась этой линии.

Щипается/кусается, когда не может что-то сказать
Такие проявления бывают у детей с задержками развития речи или особенностями развития. Ребенку трудно не только с общением, но и с собой, своими эмоциями. Помощь здесь должна выстраиваться не только со стороны развития коммуникации, но и в области регуляции эмоций. У таких детей развитие коммуникации всегда идет в своем темпе. Иногда в группе нормы, иногда индивидуально, иногда вместе с мамой и через маму.
Что может помочь ребенку в трудные моменты? Тактильный и зрительный контакт, дыхание вдох/выдох, как пример ребенку и вместе с ним. Обсуждать что-то важно уже после того, как ребенок успокоится. В моменты щипаний важно пытаться переключить его на другое.

Смех
Смех может быть защитной реакцией. Как и слезы, и другие "странные" проявления. Ребенку трудно справиться с ситуацией, поэтому он защищается. Такие проявления могут быть компенсацией стеснительности, например. Когда я не хочу, чтобы кто-то знал, что я стесняюсь, я буду вести себя вот так. Такие реакции частая вещь у школьников и подростков.
Помочь здесь можно только честным обсуждением ситуаций, приведением примеров из своей жизни о том, как вы будучи ребенком справлялись. Ну, и работа с психологом, с выявлением причин и формированием иного поведения.
Расскажите, а как вы помогаете своим детям справляться с трудностями? Что получается легко, а что идет трудно?

Автор: Оксана Грачёва
Рисунок: Виктория Кирдий

© Все права защищены. Оксана Грачёва.
e-mail: ox-vasilyeva@yandex.ru
Made on
Tilda